загрузка
Наверх ↑
Актуально | Информационное агенство
Пятница, 25 мая 2012 г.

В Екатеринбурге в районе метеогорки сгорел автомобиль

На адвоката Хасавова завели дело за высказывание о шариатских судах в РФ

В Ираке освобождены российские байкеры

Сергей Нарышкин станет одним из руководителей «Единой России», но в партию не вступит

Путин назначил представителей Президента в четырёх федеральных округах

Свердловская область / Культура

21 мая 2012 13:37

Евгений Иванов

Когда музы не спят

.

Неформальный отчет о «Ночи музеев-2012». Часть первая.

У каждого «Ночь музеев» своя. Потому что она непредсказуема. Невозможно предвидеть, где ждет тебя восторг, а где подстерегает разочарование. Громко расхваленное, помпезно заявленное, завернутое в креативную обертку влекущих названий – оказывается полной лажей. А неприметная точка на карте акции вдруг вне графика дарит встречу с настоящим чудом.

Выстраивать маршрут посещения «Ночи музеев» дело почти безнадежное. Все равно после первого намеченного объекта он обязательно нарушится. Идти по следу искусства нужно руководствуясь исключительно своим собственным чутьем – вон там, на соседней улице должно быть что-то изумительно хорошее. Либо надо вливаться в «центробежные» людские потоки, и двигаться некоторое время со всеми, разделяя по дороге общую радость, и попасть-таки на обещанный «пир души», чтобы затем опять отделиться от масс для поиска персональных удовольствий.

Досада об упущенном, сколько бы мест вы «не охватили», подспудно будет терзать вас еще и день, и два спустя – «как же мы такое умудрились пропустить, эх, если бы знать». А зависть добавит: вечно хорошо там, где нас нет.

Приятные впечатления от «Ночи музеев» наполовину зависят от элементарного везения. В некий момент «икс» восьмичасового безостановочного марафона вам может внезапно подфартить, и вы непонятно каким провидением муз попадаете туда, куда надо было, и тогда, когда происходит неповторимое. Свидетелем чего становитесь вы и еще несколько (возможно и десятков) счастливчиков. Объятие необъятного по-прежнему остается мечтой, и сожалеть необходимо только о том, что нельзя «НМ» разделить на части и показывать порционно с периодичностью раз в месяц, хотя бы на протяжении лета. Нам стало мало карнавала! И увеличение в бешеной прогрессии количества зрителей-посетителей год от года – показатель жажды праздника, культурных развлечений с получением новых эмоций. Пусть даже за деньги и не везде соответствующих стандартам европейского или московского качества.

Профессионализм музейщиков, закаленных прошлыми «Ночами», заметно вырос. Они как могут, исходя из бюджетных пределов, включают всю свою изобретательность. Иногда у них получается удивить, иногда – нет. Но откровенная халтура в виде проектов только ради «галочки» теперь в явном меньшинстве. Бывает другая беда, как говаривал мастер слова Черномырдин: «Сроду такого не было, и вот опять тоже самое». Отнесем это к издержкам дурного вкуса, небольшому опыту в арт-акционизме, плюс в понимании того, что людям больше потребно в эту «Ночь» зрелище, как парад аттракционов, нежели нечто высоколобое в художественном смысле. Одна знакомая, работающая в культурном учреждении, призналась мне, что «музейщики собираются на «Ночь музеев» как на войну». Во всем, что касается творчества – всегда есть место подвигу. Им бы вечер отстоять, да часть темного времени суток продержаться. На большинство площадок реально приходят толпы, и тут в давке не о культурном обслуживании думки, беспокойство сплошное – сберечь бы экспонаты.

Любопытная тенденция, все более укрепляющаяся, состоит в переориентации интересов многих посетителей в пользу «экзотики». Люди выбирают для осмотра не ключевые центровые объекты, вроде Музеев –ИЗО, истории Екатеринбурга, писателей Урала, а напротив малые музеи – ведомственные, научные, общественные, и «ломятся» на специализированные экспозиции. Риск есть нарваться на какую-нибудь нелепицу, допустим, Музей ВДВ «Крылатая гвардия» решил напугать гражданских социальным арт-объектом «Удушливые лапы смерти». Но чаще всего это очень прикольно и познавательно.

Я лично начал обход «точек» с Музея истории развития трамвайно-троллейбусного управления. С кучей продвинутой молодежи, записных хипстеров, довелось «посидеть» в достойно сохранившихся вагонах всех поколений трамваев, использовавшихся в СССР, отечественного и чешского производства. В Южном депо под открытым небом собран уникальный подвижной состав, бороздивший просторы Свердловска с 1929 года. Самый старый «дедушка на колесах», первый его рейс Вокзал – Цыганская площадь (ныне район Цыганского поселка на Юго-Западе), был незамечателен тем, что не мог сдавать назад, шел только вперед, имел проблемы с тормозами, двери от - закрывались вручную, сходить можно было, где вздумается. Вагоновожатые работали стоя, а поскольку кабина не отапливалась, им приходилось брать на маршрут раскаленный кирпич для обогрева. Модель чешского трамвая с гармошкой уцелела вообще в одном экземпляре, больше нигде таких в стране найти не удалось. Наш уникум использовался в качестве сарая, и был реставрирован буквально из обломков. Эксплуатация его была недолгой, из-за заноса «хвоста» чуть ли не на три метра, трамваи из-за этого порой стукались, встречаясь на поворотах.

В Музее Бажова царила нездоровая тишина. И пустота, хотя по показаниям часов мероприятия везде шли полным ходом. В программе обозначена была головоломка «Загадки старых мастеров». Посетителей, нашедших в саду писателя 56 ключей-подсказок, ожидали призы. Но внутрь никого почему-то на момент моего визита не пускали, предлагали подождать у ворот неопределенное время.

Зато попавшаяся на пути «темная лошадка», на которую никто не ставил, выступила достойно. В Центре традиционной народной культуры Среднего Урала (это на Чапаева, 10, если кто не знает) кипела жизнь, буйным цветом расцветало фольклорное искусство. В уютном дворике расположились с очаровательно недорогими поделками и сувенирами промысловики – хранители народных ремесел. На столах красовались самовары, аппетитно манили шанежки, пел казачий хор нормальные старые песни. Все было удивительно душевно, без «кокошного» китча. Внутри Центра показывали грамотно сформированную экспозицию подлинного и реконструированного исконного костюма жителей Урала. В разветвленном лабиринте подвалов настоящий умелец-гончар творил на глазах тесно сгрудившихся зевак хоть вазу, хоть горшок, а где-то в глубине перенявшие ремесла специалисты удивляли камнерезанием.

О том, что случилось ближе к сумеркам, мы поведаем во второй части. Продолжение следует. Дальше будет еще интереснее.

Быстрый поиск:
0 комментариев190 просмотров

Комментарии: 0

Для размещения комментария необходимо войти или зарегистрироваться

24 мая 2012 15:48

Ведь я пишу у трона

Ведь я пишу у трона

Возможно ли возрождение института «придворных художников»?

0 комментариев

23 мая 2012 18:25

Сочное ню

Сочное ню

Экспозиция в стиле ню открылась в Екатеринбурге.

0 комментариев

23 мая 2012 14:29

Сладкая Премия Горького

Сладкая Премия Горького

Писательнице из Екатеринбурга вручили престижную литературную награду.

0 комментариев

23 мая 2012 10:48

Этносказка для взрослых

Этносказка для взрослых

Алексей Федорченко вновь собрался удивить кинокритиков.

0 комментариев

22 мая 2012 15:32

Эротика на кнопке

Эротика на кнопке

Екатеринбуржцев потрясли исподним пин-апа по-советски.

0 комментариев

21 мая 2012 18:55

Маппинг и коммунальный хэппенинг

Маппинг и коммунальный хэппенинг

Неформальный отчет о «Ночи музеев-2012». Часть вторая.

0 комментариев

21 мая 2012 18:16

«Прощание с театром детства»

«Прощание с театром детства»

ТЮЗ закрывается на реконструкцию – два года театр проведет вдали от родной площадки.

0 комментариев

21 мая 2012 15:47

«Ночь» вышла за рамки

«Ночь» вышла за рамки

Проект «Ночь музеев» «вышел» за пределы Екатеринбурга.

0 комментариев

18 мая 2012 16:20

Дневник старого пианиста

Дневник старого пианиста

В Екатеринбурге выступил известный историк и драматург Эдвард Радзинский.

0 комментариев

18 мая 2012 15:26

Годная рукопись

Годная рукопись

За литературную премию поборются авторы из Екатеринбурга, Мельбурна и Бостона.

0 комментариев
Назад

Фоторепортажи

1 из 9