загрузка
Наверх ↑
Актуально | Информационное агенство
Четверг, 31 мая 2012 г.

Биржевые индексы АТР закрылись в минусе на внешнем негативе

Пытаясь предотвратить крах своей системы, Мавроди создает новую пирамиду

На пост вице-спикера ГД от «Единой России» есть четыре кандидата

Доллар превысил 33 рубля, поднявшись к максимуму с июля 2009 года

Онищенко рассчитывает на принятие антитабачного закона

Свердловская область / Культура

14 мая 2012 17:31

Евгений Иванов

Умора туфто

.

Балетную премьеру постарались повернуть к молодежи передом.

Екатеринбургский театр оперы и балета на излете сезона блеснул новаторской, по собственным меркам, постановкой «Amore buffo». Выпустил на подмостки впервые за 100 лет никогда не виданный на здешней сцене осовремененный балет, по мотивам и на музыку «Любовного напитка» Гаэтано Доницетти. Зрители стали свидетелями страданий молодого граффитиста, вступающего в нелегкую схватку с военными (красивыми и здоровенными) за избранницу сердца, попутно преодолевая пагубное пристрастие к алкоголю. Дело едва не закончилось суицидом с вариациями. Скрещивание молодежной культуры с необалетом пока вызывает чувства, смешанные с недоумением.

«Amore buffo» можно с итальянского перевести не только как «забавная любовь» по версии авторов спектакля. Вполне полноправны и такие варианты, как: странное влечение, курьезная склонность, смешное стремление, чудная любовь (ударение в первом слове на втором слоге). И это более ближе к истине, чем предлагаемое прочтение. Еще точнее было бы название «Истина в вине». Вина за это целиком лежит на креативных разработчиках проекта, поскольку некоторые явленные на сцене коллизии адекватны лишь для представления с пляшущими чертиками в глазах сильно нетрезвого индивидуума, чей ум одурманен далеко не любовными напитками, а кое-чем покрепче.

Странность и глуповатость вообще присуща некоторым балетным либретто, не поддающимся осмыслению в пределах элементарной логики и правдоподобия. Это однажды замечательно спародировал и обыграл Вуди Аллен в своей старой письменной юмореске «Спутник меломана (пять малоизвестных балетов)». «По пятам за девушкой следует Леонид, юный студент, он застенчив и не решается заговорить с Наташей, но каждую ночь кладет на ее порог пучок свежей петрушки. Устроившись на чертовом колесе, Леонид сочиняет любовное письмо, но выпадает из кабинки – прямо к ногам возлюбленной. Молодые люди, наконец, знакомятся. Наташа помогает юноше подняться, они танцуют па-де-де, после чего Леонид шевелит ушами, пытаясь произвести впечатление». «Сегодня у принца день рождения. Однако юноша не весел, развернув подарки, он обнаруживает, что почти все подарили - пижамы. Принц сердечно приветствует каждого рукопожатием или шлепком по заду, в зависимости от того, кто как подошел». Или: «Следует один самых прекрасных и трогательных эпизодов в истории балета: разбежавшись по сцене, Иветта врезается в бетонный пожарный занавес». Ну и так далее в духе острослова Вуди Аллена.

Шутки шутками, тем не менее, условность в либретто может быть простительна, когда перед нами классические шедевры. Но не тогда, когда мы сталкиваемся с вопиющей нелепицей, выдаваемой современными интерпретаторами за новомодные эксперименты, имеющими отношение к злобе сегодняшнего дня. При этом они обнаруживают откровенную неосведомленность в тех вещах, которыми пытаются освежить свои творения, сделать приближенными к действительности, пробудить интерес у племени младого, неискушенного в фуэте и батманах. А поскольку «Amore buffo» помещено в граффити-среду, можно сказать, что создатели оказались анти-чикокерами. То есть, людьми не продвинутыми, не разбирающимися в терминах, вроде райтинг и бомбинг. Однако искушение снять сливки с уличной культуры превзошло соображения здравого смысла. И тогда на сцене появляется новая «вампука» – экзотическая фальшивка из жизни молодежной тусовки.

Попробуем своими словами бегло пересказать происходящее на сцене. Канва такова. С похмелья просыпается Амур на пенсии. Кругом барокко и бардак. Антураж времен Людовика номер Икс и Жан Батиста Люли, на драпировке любовная картинка а ля Буало. Мелкие купидоны, чтобы хоть как-то скрасить недомогание патрона, заводят граммофон с записью старинной итальянской песни, дяденька Амур, лежа на козетке, вдумчиво опохмеляется из разноцветных бутылок. И к нему приходит Конь. Судя по крыльям – Пегас. Амур стреляет из лука и попадает в занавес. Из-за него в красивом антре вываливается молодой герой, со стрелой в районе сердца.
Барочный покров падает, его выносят рабочие сцены, выкатывая стены, расписанные граффити. Действие плавно переносится в наши дни. На заднем плане мы видим могучую декорацию, мигающую неоном, отливающую металлом и пластиком. Так в советских научно-фантастических фильмах обычно изображали жилища людей из будущего. Новое время обозначается Пегасом, бредущим по диагонали через сцену под запись автомобильных гудков и шума просящихся машин.

Молодой герой преображается в стрит-артиста (райтера), неловко трясущего баллончиком, чтобы сделать тэг. Сцена заполняется кордебалетом. Герой встречает свою любовь, которая демонстрирует очень даже неплохие ballon в прыжке. Несколько танцев спустя появляется группа военных, одетых гусарами или гренадерами с намеком на шик Австро-Венгерской империи. Военные изображают из себя оркестр, «играя» на разных инструментах, а самый импозантный, видимо, должен сойти за капельмейстера. (Напрашивается еще цитата из Вуди Аллена: «Увертюра открывается просветленным вступлением духовых, сквозь которое слышатся контрабасы, словно говорящие: «Не верьте духовым. Какого черта могут знать духовые?»).

Кордебалет приходит в экстаз и падает в обморок от бравой выправки офицеров. Герой понимает, что его счастье под угрозой, капельмейстеру ничего не стоит отбить любимую, падкую на военную музыку. Устроенное чуть позже гусарами «party» с шампанским подтверждает его опасения. Она увлечена уже не им. Несколько танцев спустя, неожиданно возникает новый персонаж – продавец зелья, с растаманской прической, но в костюмчике метросексуала. Он предлагает залить горе – горячительным! Герой начинает спиваться на наших глазах, эффектно запрокидывая голову.

Надо вам сказать, это нонсенс с точки зрения суровой правды жизни. Общеизвестно – искусство граффити неразрывно связано с травяной культурой, почти без капли алкоголя, убивающей лошадь, хотя, вряд ли Пегаса. Непонятно, почему авторы побоялись изобразить реальность, из-за возможных обвинений в пропаганде наркомании, что ли? Или па-де-де с «косяком» смотрелось бы не так сценично, как адажио с «пузырем»? Увы, проявленное ханжество снизило и без того сомнительный обличительный пафос «Amore buffo», долженствовавшей по ходу бичевать пороки вредных привычек. Можно, конечно, предположить, что подсунутая злым искусителем бутыль – бульбулятор. Но, позвольте, зачем герою целый ящик бульбуляторов? Да, где-то к развязке индивидуального запоя, торговец-растаман распахивает дверь уже перед всеми участниками вечеринки в клубную преисподнюю с надписью «Shop», откуда валит дым. Однако считывать подобные тонкие реминисценции – удел немногих посвященных.

Но вернемся к нашему герою. Он дошел до ручки. И в начале второго акта исполняет трагический танец с петлей на шее. В двух-трех аллегро и па от наложения рук на себя – на выручку несчастному влюбленному приходит Старый амур. Он шлепает героя, слегка нагнув, по попе. В воспитательных целях. Хочется надеяться. Экзекуция возымела действие. Герой прозревает и перестает вешаться. Далее до конца акта этого практически двухчасового (!) балета ничего сюжетно не происходит. Все радостно танцуют, сменяясь в нон-стоп серии па-де-де, дивертисментов и гран-па, не выпуская бутылок и бокалов из рук, видимо показывая героя, как надо правильно пить. В общем, на коде все женятся. Продавца напитков берет в оборот загадочная Бизнес-леди в очках. А к пожилому Амуру на последних тактах является большая упитанная Купидониха-блонд в ночнушке. Пегас довольно ржет. Занавес.

Подводя итог увиденному, приходится с прискорбием констатировать, что сочинить адекватный современный балет, почти ни на шаг не отступив от классической школы танца, постановщику Вячеславу Самодурову не хватило хореографической мощи, несмотря на лондонскую закалку. А просветительская ценность адаптированного балета, ставящего цель на понятном для нее языке познакомить молодежь с танцевальной классикой, напрочь убивается невнятицей надуманного сценария. Понятно, что комический балет может быть легкой веселой безделицей, но он не должен быть смешон сам себе, вздорен сюжетно. И на это можно было закрыть глаза, если бы нас порадовали изобретательным танцем. Но и спектакль-дивертисмент, как набор отдельных номеров, тоже по большей части невыразительных и вторичных, в крепкое цельное зрелище не сложился. «Amore buffo» получилось затянутым и аморфным.

Специально приглашенные иностранцы: художник-постановщик Энтони Макилуэйн и художник по костюмам Эллен Батлер ситуацию не спасли. Сценография, оформление, костюмы, скорее всего, из-за размытости замысла, были, что называется, как из другой оперы, смотрелись довольно неубедительно. Уж для создания-то граффити на декорациях сейчас несложно привлечь хотя бы настоящих райтеров, специалистов в этой области.
И снова из В. Аллена. «Зигмунд опечален. Ему кажется, что жизнь не вытанцовывается. Принц с удивлением видит, что предводительница лебединой стаи – наполовину птица, наполовину девушка; к сожалению, граница проходит вдоль».

0 комментариев286 просмотров

Новости по теме

Избить за 25 тысяч Избить за 25 тысяч Сегодня 13:475
Сердечные дела Сердечные дела 29 мая 2012 18:450

Комментарии: 0

Для размещения комментария под своим именем необходимо войти или зарегистрироваться
Имя пользователя: Аноним

30 мая 2012 15:26

Рэп под знаком Скорпиона

Рэп под знаком Скорпиона

Новый альбом Наума Блика заставит о многом задуматься.

1 комментариев

30 мая 2012 15:19

Культуре вход запрещен

Культуре вход запрещен

Екатеринбургский театр «Шарманка» выгоняют на улицу.

0 комментариев

29 мая 2012 19:23

Триумф роли

Триумф роли

Фестиваль «Браво» разразился фейерверком призов.

1 комментариев

28 мая 2012 16:52

Турецкие оперные потешки

Турецкие оперные потешки

Театр из Анкары на гастролях в Екатеринбурге давал Моцарта.

0 комментариев

28 мая 2012 14:36

Театры в очередь за грантом

Театры в очередь за грантом

Фонд Михаила Прохорова выделил деньги на развитие театрального искусства.

0 комментариев

27 мая 2012 18:40

На пути к библиогороду

На пути к библиогороду

Сегодня отмечается Всероссийский день библиотек.

0 комментариев

26 мая 2012 10:32

Уральское стенограффирование

Уральское стенограффирование

Уже в третий раз уличные художники легально раскрасят Екатеринбург.

0 комментариев

24 мая 2012 15:48

Ведь я пишу у трона

Ведь я пишу у трона

Возможно ли возрождение института «придворных художников»?

1 комментариев

23 мая 2012 18:25

Сочное ню

Сочное ню

Экспозиция в стиле ню открылась в Екатеринбурге.

0 комментариев

23 мая 2012 14:29

Сладкая Премия Горького

Сладкая Премия Горького

Писательнице из Екатеринбурга вручили престижную литературную награду.

0 комментариев
Назад

Фоторепортажи

1 из 9