Россия / Спецпроекты

06 апреля 2012 09:04

Олег Шаргунов

Сам себе инженер

. Фото © Евгений Поторочин

Как соорудить танк в условиях частного сектора города-миллионника.

Александр Порубайко — индивидуальный танкостроитель. Он построил по самостоятельно добытым чертежам настоящую копию германской боевой машины — Panzerkampfwagen IV Ausf.F2. Все это было сделано в «домашних» условиях: мастер сам сваривал «коробку», собирал ходовую часть и оборудовал башню триплексами, механизмом поворота и радиостанцией. Как это было — в спецпроекте «Актуально.ру».

Доскональное изучение шло обстоятельно — Александр Порубайко «осмотрел» в Сети машину практически до последнего технологического лючка, и только потом приступил к работе. Все детали делались с максимальной приближенностью к оригиналу: толщина лобовой и боковых плит оказалась точно такой же, что и на реальном «PZ-IV Ausf.F2» — только не из бронированного сплава, а из квадратных труб. На ходовую часть пошли гусеницы (вернее, разъединенные и изношенные траки) и катки от старых тракторов ДТ. Вместо бензинового двигателя «HL 120TRM» установлена бензиновая силовая установка советского грузовика «ЗИЛ-130». При этом, был сохранен привод машины, а триплексы, радиостанция, фары — передняя и задние — на танке, как на оригинале: «made in Germany».

С ходовой частью — все понятно: найти оригинал возможно (вездесущий Интернет подскажет), но очень дорого. Поэтому катки — по 8 штук на каждой стороне (как и на оригинале) были сняты с обычного трактора. Если установить на танк противокумулятивные экраны, разницу никто и не заметит. Такой «отход» от проекта мастер оправдывает дороговизной — где ты сегодня, например, найдешь, настоящие катки немецкой боевой машины возрастом, минимум, в 70 лет?

Отметим, что, как и на «PZ-IV» привод сделан также — ведущими являются передние «звездочки». Из-за этого через весь корпус машины пущен карданный вал, что увеличивает массу танка: возрастает высота, а следовательно, и вес машины. Кстати, с этой «болезнью» немцы не справились на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Двигатель у прототипа, как и у оригинала — бензиновый. Карбюраторный «HL 120TRM» сначала «давал» 250 лошадиных сил, потом — 300 (для сравнения, «В-2» танка Т-34 был изначально 500л/с). Он был расположен вдоль оси корпуса и имел несколько недостатков. Кроме топлива, чьи пары могут вспыхнуть от малейшей искры, из-за «запараллеливания» к нему для обслуживания можно было добраться только при повороте башни практически под углом 90 градусов. Кстати, у модели Александра Порубайко практически такие же показатели, только «уральский вариант» предусматривает 8-цилиндров.

Скажем честно — брони у танка нет. Но зато все плиты толщиной, как предполагает оригинал: 50 миллиметров — передний лист, 30 — по бокам. Тем не менее, он весит более 10 тонн, и из-за этого ему запрещено ездить по дорогам (так сказал изготовитель машины, но есть подозрение, что данное «поражение в правах» идет из-за отсутствия номеров, сертификации и запрета на передвижение по дорогам общего пользования гусеничной техники — прим. авт.).

Но зато перед вами — настоящая боевая машина, которую человек собирал своими руками и которая — действует! У нее действует все, а переговорное устройство, триплексы, фары, электрический привод поворота баши — вообще родные. Кстати, не задумывались, что за «шишка» имеется на левом борту танка? Какой идиот ее спроектировал? Что она скрывает? Ответ — прост: двигатель для поворота башни не вмещался в корпус, выпирал, и поэтому немцы таким оригинальным способом (сделав дыру в корпусе, а потом — защиту выходившего за габариты отверстия) его установили.

Александр Порубайко вам и не такие истории расскажет. Например, доступ к двигателю и другим основным агрегатам был возможен только при повороте башни почти на 90 градусов — иначе не открывались технические «капоты» сзади башни. При повороте орудия на 30-45 градусов влево механик-водитель в случае подбития танка был смертником — его персональный люк мешала открыть пушка. А еще — «Panzerkampfwagen IV Ausf.F2» стал первой немецкой боевой машиной, оснащенной полноценным, могущим поражать цели на расстоянии орудием.

Образец собран народным умельцем не на заводе, ни даже в частном гараже — а в проулке рядом с собственным частным домом. Где он и «паркуется» в ожидании праздников реконструкции великих битв.

Справка:

Год выпуска модели-копии «Panzerkampfwagen IV Ausf.F2» — 2010, ходовые испытания прошел в 2011. Танк неоднократно принимал участие в «боевых действиях» местных участников военно-исторических клубов, так называемых «реконструкторов». Однажды машина, по сценарию, была подбита: по словам Александра Порубайко, в этот момент экипаж пережил «незабываемые впечатления». Кстати, в послевоенный период Pz.-IV состояли на вооружении в Финляндии до 1962 года, и в Сирии до 1967-го.


Быстрый поиск:
4 комментария1993 просмотров

Всего 4 комментариев

Комментировать Правила комментирования
[картинки должны быть включены]
  • Миха 07 апреля 2012 14:19

    Уральские умельцы поражают!
    В Челябе есть мужик который гоночную машину собрал, уже много нет назад, до сих пор ездит, желтая такая, но танк это конечно шок!

  • Gera 06 апреля 2012 13:00

    Ваууу! Клёво!

  • Хьюго 06 апреля 2012 12:56

    Класссссс... Такой же хочу

  • Ярослав 06 апреля 2012 12:42

    Всегда поражает энтузиазм увлеченных людей. В наше время самостоятельно создавать копию танка это просто колоссально. Молодец

Сегодня 18:37

Выход на орбиту

Выход на орбиту

Редакция «Актуально.Ру» выяснила, что нужно сделать, чтобы стать космонавтом.

0 комментариев

01 апреля 2012 10:56

Не ведают, что говорят

Не ведают, что говорят

В День дурака мы выяснили, кто и что успел наговорить в 2012 году.

10 комментариев

20 марта 2012 15:46

Во славу Урала

Во славу Урала

Десять выдающихся уральских спортсменов.

4 комментариев

07 марта 2012 18:01

Красота спасет кадр

Красота спасет кадр

10 красивых женщин спасают кино.

9 комментариев

02 марта 2012 14:45

Мартовский культпоход

Мартовский культпоход

Культурные события марта, которые не стоит пропускать, по версии «Актуально.ру».

1 комментариев

01 марта 2012 09:04

Музыка на экспорт

Музыка на экспорт

Топ 10 актуальных уральских музыкантов.

22 комментариев

28 декабря 2011 13:35

Революция в нотах

Революция в нотах

Хиты, которые когда-то помогли изменить гражданское сознание и свергнуть существующий режим.

1 комментариев

28 декабря 2011 13:13

Самые-самые 2011

Самые-самые 2011

Редакция "Актуально.ру" определила общественных деятелей, удивлявших нас целый год.

0 комментариев
Назад

Фоторепортажи

1 из 1