Свердловская область / Культура

17 марта 2012 10:00  

Артем Мельник

Обратная сторона Земли

.

В Екатеринбурге стартовал выставочный проект международного уровня.

В четверг в фотографическом музее «Дом Метенкова» состоялось открытие первой в России большой ретроспективной выставки выдающегося американского фотографа Роджера Баллена Shadow Land.

Куратором проекта выступил Андрей Мартынов, административный директор Московской биеннале современного искусства. Музей представляет выставку из 80 фотографий, охватывающих три десятилетия творчества мастера с 1983 по 2011 г в рамках «Американских сезонов в России». Екатеринбург стал первым городом в гастрольном туре по России. На очереди будут Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва.

Роджер Баллен - один из самых значимых в мире фотографов своего поколения. Он родился в Нью-Йорке в 1950 году, но уже более 30 лет живет в Южной Африке. Профессия геолога помогала ему добраться до самых труднодоступных мест и снимать закрытый для посторонних глаз мир маленьких южноафриканских городов. Предметы, интерьеры и люди в соприкосновении с уникальным видением мира преображались в его фотографиях в метафоры подсознания. Баллен – это Том Уэйтс от фото: он живет всей люмпенизированной атмосферой, душой чувствуя и понимая, что происходит. В итоге – не песня, а настоящая картина.

В ранних снимках Баллен тяготеет к документальной фотографии, но в 1990-е годы его стиль изменился. Люди, чью повседневную жизнь он снимал прежде, постепенно превращались актеров и вместе с фотографом создавали полные драматизма и психологического напряжения работы. Фотограф использует рисунок, живопись, коллаж и скульптуру для создания произведений в универсальной эстетике, где грань между фантазией и реальностью неуловима. Всемирное признание к Роджеру Баллену пришло в начале нулевых, после успеха книги Outland. С тех пор он стал желанной фигурой на фотофестивалях, его работы входят в экспозиции лучших музеев мира. В конце нулевых с фотографий люди почти исчезли, место человека заняли куклы и животные.

Примечательно, что автор за свои деньги напечатал и оформил работы. Один из ведущих фотографов мира не ленится быть сам себе пиарщиком. Возможно, такое стремление связано с тем, что Россия крайне близка по характеру к ЮАР.

Странные и нередко шокирующие черно-белые снимки среднего формата, не оставят зрителя равнодушным, они увлекут его в небезопасное путешествие к темным сторонам человеческой души. Сам автор определяет свой подход как documentary fiction. Наверное, некоторых посетителей оттолкнет эстетика безобразного, созданная благодаря героям – маргиналам, людям, выброшенным на обочину. В общем, пристальный объектив Баллена устремлен на тех, о ком не принято говорить. Например, ему позируют жена рабочего скотобойни с тремя щенками, пенсионер, чья комната увешена эротическими фото, а также другие деклассированные элементы, живущие в своем мире и своим миром. Но изображения – не простая «социалка», которой увлекаются многие художники. Баллен переводит социальное на уровень искусства. Иногда придумывать и домысливать уже ничего не надо, реальная жизнь сама подкидывает символы. Так, он сфотографировал игрушку, являющуюся своего рода тотемом для брутального хозяина ночлежки – плюшевую обезьяну, которую никому из обитателей «дна» трогаться нельзя. Про такого строгого мужчину Баллен сказал следующее: «Если бы в этого человека врезался грузовик, то пострадал бы грузовик».

Артем Беркович, заведующий выставочной деятельностью в Доме Метенкова, высказал любопытную мысль, что время детства сейчас продолжает восприниматься как что-то сладкое и беззаботное. Баллен же представил в своих творениях баланс хрупкого и грубого, страхи и ужасы, которыми живет ребенок.

Фотограф всем своим творчеством констатирует: «Жизнь очень и очень жестока, и природа жестока, и люди очень жестоки по отношению друг к другу». Экспозиция в Доме Метенкова выстроена таким образом, что можно проследить некую эволюцию, ключевыми элементами которой выступают скрученная проволока (символ темных, энтропийных сил) и белый голубь, своей чистотой облагораживающий художественную реальность. Весь маргинальный мир везде одинаков и неизменен. И отношение к тем, кто показывает его, аналогичное во многих странах. Роджер – не политический фотограф, но своими снимками он раздражал власти ЮАР – слишком много в них поэзии и правды.

В рамках экспозиции демонстрируется снятый в сотрудничестве с фотографом клип южноафриканской хип-хоп группы Die Antwoord «I FINK U FREEKY». В YouTube за полтора месяца его посмотрело без малого 4 млн. человек.


1 комментарий249 просмотров

Новости по теме

Война – ничто, мундиры – все! Война – ничто, мундиры – все! 15 марта 2012 13:491 Винзавод готовится к выборам Винзавод готовится к выборам 08 февраля 2012 12:260 Жизнь под прицелом Жизнь под прицелом 01 февраля 2012 10:360

Всего 1 комментариев

Комментировать Правила комментирования
[картинки должны быть включены]
  • 20.12 19 марта 2012 10:20

    жуткие фото, буэ

25 марта 2012 16:24

Музыкальная эйвористика

В Екатеринбурге выступила фарерская певица Эйвор.

2 комментариев

23 марта 2012 12:00

Урал объединит мастеров кино

В Екатеринбурге пройдет международный уральский кинофестиваль.

1 комментариев

23 марта 2012 09:29

Наивно, но от души

В Екатеринбурге презентовали выставку народной иконы.

4 комментариев

22 марта 2012 18:24

«Отджазить» бюрократию

Клуб Everjazz знакомит екатеринбуржцев с шедеврами отечественного немого кинематографа.

0 комментариев

22 марта 2012 14:49

Маски-шоу

В Коляда-Театре состоялась премьера спектакля «Маскарад».

2 комментариев

21 марта 2012 19:17

О высоком и о личном

В Екатеринбург с творческим визитом прибыла актриса Марина Влади.

2 комментариев

21 марта 2012 12:13

Хроники священных коров

Вчера «Аквариум» представил в Екатеринбурге юбилейную программу «4000 лет».

6 комментариев

19 марта 2012 12:37

Симпатичные новеллы

Воскресный вечер в Екатеринбурге был согрет коллективом Nouvelle Vague.

3 комментариев

19 марта 2012 12:10

Взять горлом

В Екатеринбурге состоялось выступление аутентичной хоомей-группы «Ят-Ха».

3 комментариев

15 марта 2012 13:49

Война – ничто, мундиры – все!

Россия культурно отмечает 200 лет со дня Бородинского сражения.

1 комментариев
Назад

Фоторепортажи

1 из 9