загрузка
Наверх ↑
Актуально | Информационное агенство
Воскресенье, 13 мая 2012 г.

В Москве проходит «контрольная прогулка»

Опровергнута информация о том, что Мишарин покинет пост губернатора Свердловской области

В Екатеринбурге пройдут массовые гуляния в поддержку московских оппозиционеров

МЧС РФ объявило, что начинает поисковые работы на месте катастрофы SSJ-100

В Кабуле убит член Высшего Совета мира

Главная / У нас в гостях

Елена Чернышева

Елена Чернышева

Председатель Комитета по товарному рынку Администрации Екатеринбурга

«Не важно, на какую аудиторию рассчитан торговый центр, у каждого есть свой покупатель»

Динамика розничного товарооборота в Екатеринбурге за десять лет увеличилась в сотни раз. Так, в 2000 году она составляла 35 млрд рублей, а в 2011 году уже 560,9 млрд рублей. Торговый центр – самый востребованный формат торговых площадей в городах-миллионниках. Но, несмотря на то, что Екатеринбург – лидер по количеству торговых площадей на душу населения, в администрации города отмечают, что столица Урала испытывает нехватку торговых центров.

В чем особенность будущих ТЦ, сколько их откроется в Екатеринбурге к 2020 году и что важнее: место или концепция, - рассказала глава Комитета по товарному рынку Елена Викторовна Чернышева.

Елена Викторовна, какое место по области и в стране Екатеринбург занимает по обороту розничной и оптовой торговли? Какова динамика этого процесса?

Последние года два-три года товарооборот Екатеринбурга в среднем выше, чем по городам Свердловской области. Более того, он выше, чем в других городах-миллионниках. Исключением является Москва и Санкт-Петербург. К примеру, за 2010 год столица Урала лидирует по динамике розничного товарооборота по отношению к другим крупным населенным пунктам России с количеством жителей более одного миллиона: Екатеринбург – 451 млрд рублей, а далее Уфа – 301млрд рублей, Казань – 259 млрд рублей, Ростов – 233 млрд рублей, Новосибирск – 232 млрд рублей.

Какое место Екатеринбург занимает среди российских городов-миллионников по количеству торговых площадей на тысячу жителей?

По данному показателю Екатеринбург однозначно лидирует. В 2011 году на одну тысячу жителей в Столице Урала было 1065 кв.м. как продовольственных, так и не продовольственных торговых площадей. На втором месте находится Казань (803 кв.м.), далее – Уфа(801 кв.м.). К примеру, в Челябинске только 588 кв.м. на одну тысячу человек.

Отметим, что жизнь каждого ТЦ составляет 3 -5 лет, после чего необходима реконцепция. В настоящее время в такой стадии находятся ТЦ КИТ и Екатерининский. А вот Парк-Хаус с этим откровенно запоздал. Для ТЦ очень важно постоянно обновляться, чтобы быть интересным для покупателей.

Если мы сравним количество ТЦ в отдельных районах, то картина не так впечатлят: у нас не хватает площадей по торговле продовольственными товарами. В четырех районах города обеспеченность ими даже ниже норматива, которая устанавливается для такого мегаполиса, как Екатеринбург.

Елена Викторовна, а каким образом определяются данные нормативы?

В 2010 году постановлением правительства РФ была утверждена методика расчета обеспеченности торговыми площадями. Это формула, в которой учитываются как доходы населения, так и другие показатели товарооборота. Согласно этой методике, норматив минимальной обеспеченности площадями продовольственной торговли составляет 270 кв.м. на одну тысячу жителей. Ниже норматива показатели Кировского, Ленинского, Октябрьского, Орджоникидзевского и Чкаловского районов. А для непродовольственной торговли минимальный норматив – 614 кв.м. По нему «страдают» Орджоникидзевский и Железнодорожный районы. Отмечу, что в последнем вообще нет ни одного ТЦ.

Если брать средние данные по городу, то по продовольственными торговыми площадями обеспеченность на данный момент составляет 231 м.кв (вместо 231,5) на тысячу жителей, а по непродовольственной торговле – 835 (вместо 841,6). Самое «больное место» - это центральная часть города.

Сколько ТЦ планируется к открытию в ближайшее время?

До 2020 года планируется построить еще 18 ТЦ. Таким образом, через 8 лет, в Екатеринбурге общее их число достигнет 44. К этому времени доля торговых площадей в формате ТЦ в общем объеме площадей будет составлять более 50%. Европейский опыт не более 30-35%. В текущем году будут открыто семь ТЦ.

При этом отмечается тенденция к укрупнению торговых площадей. Если сейчас средняя торговая площадь – 24 тыс. кв.м., то в будущем этот показатель достигнет отметки в 37 тыс. кв.м.
Кроме того, особое значение уделяется формату площадей. Идет увеличение доли развлекательной составляющей. К примеру, на ежегодной международной выставке коммерческой недвижимости Real Estate Exhibition (REX) в минувшем году презентовали новый вид развлечений для ТЦ - стена для скалолазания и канатная дорога. Очень оригинально и интересно выглядит. Думаю , что скоро мы сможем это увидеть и у нас.

Что тогда будет востребовано арендаторами? Какие качественно и оригинально проработанные объекты появятся?

К сожалению, у нас мало арендаторов, которые развиваются с какой-то определенной четкой концепцией. Работает принцип – «я хочу что-то арендовать, а что неважно». Именно поэтому для любого человека, желающего что-то купить (кроме продуктов), надо потратить массу времени, чтобы найти нужные вещи. У нас нет изучения покупательских предпочтений, нет «отстройки ассортимента» под требование потребителя. Не хватает нам качественных продавцов.

С какими трудностями приходится сталкиваться владельцам торговых площадей?

Одна из основных проблем - это недостаток профессиональных управляющих компаний. Данная услуга не стала рынком аутсорсинга. Пока что все управляющие компании – либо собственники бизнеса, либо структура, близкая к собственникам, то есть аффилированная.

Услуги УК, как профессиональной деятельности пока нет. Но она начинает зарождаться в логистике. Думаю, придет время, когда у нас будут проводить конкурс на управление ТЦ. И уже по его результатам выбирать УК.

Другая проблема – все наши ТЦ как близнецы-братья. Там одни и те же арендаторы. Сильная повторяемость ТЦ, хоть и расположены они территориально в разных концах города.

Трудности могут быть частного характера. Объективные сложности есть у каждого, но чего-то общего и масштабного, в принципе, не назвать. К примеру, Парк-хаус, когда открывался, был одним из первых ТЦ городского типа. Сейчас он стал скорее районным ТЦ, для жителей Кировского района. Но это, можно сказать, предсказуемая проблема. Если вовремя обратить на это внимание – этого можно избежать.

Какие риски для такого бизнеса существуют?

На мой взгляд, самый большой риск – срок окупаемости вложений. Деньги, затраченные на тот или иной бизнес-проект, должны всегда работать и быстрей возвращаться. А вдруг просчитался с концепцией? А вдруг не правильно просчитал потенциальный трафик ТЦ? То есть, самый большой риск – неправильно подготовленная концепция, которая не позволит быстро вернуть затраченные средства.

Если состояние такого бизнеса кризисное, как можно его спасти?

Необходимо работать на опережение и делать реконцепцию каждые 3-5 лет. Не стоит ждать кризисного момента. В качестве примера приведу Екатерининский – он фактически мертв. Почему? Во время не успели предпринять нужные меры. Планы у них есть, но, если откровенно, с ними руководство слегка опоздало.

Елена Викторовна, по Вашему мнению, что важнее в создании проекта: место или концепция?

Принято говорить: «Место, место и еще раз место!», но сейчас, на мой взгляд, в первую очередь – концепция. Скажем «Мега»: находится на выезде из города, но туда едут специально. Если раньше, когда все только начиналось, большую роль играло удачное место, но теперь, конечно, именно концепция.

В каких частях города торговых площадей формата ТЦ не хватает? Где их концентрация наибольшая?

На начало 2012 года в городе работает 26 ТЦ. В Железнодорожном районе их нет, в Орджоникидзевском - 1, в Чкаловском - 3, в Кировском и Октябрьском по 4, а наибольшее количество в Верх-Исетском – 8. Средняя торговая площадь ТЦ – 24 тыс. кв. метров. Особенность развития этих площадей в том, что к центру города их концентрация перестанет тяготеть. Все больше ТЦ строится на периферийном кольце Екатеринбурга, на выездах, у автомагистралей.

Может ли рынок ТЦ при условии сохранения покупательской способности населения приблизится к насыщению?

Не думаю, что мы достигнем той точки, когда будет «достаточно». Население города постоянно растет, увеличивается число приезжих. Появляются новые интересные объекты, которых на периферии области никогда не будет. К примеру, в апреле открылся гипермаркет «Косторама», в мае появится гипермаркет «О`КЕЙ», в конце года - французская сеть «Леруа Мерлен». Эти операторы в область никогда не пойдут, им нужны города мегаполисы. Именно поэтому люди будут сюда приезжать.

br /

Комментарии: 0

Для размещения комментария необходимо войти или зарегистрироваться

Станислав Хайниш

директор Центра управленческого и инвестиционного консультирования

Христо Тахчиди

российский офтальмолог, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН

Родион Пастух

Профессиональный боксер в тяжелой весовой категории

Виктор Четвериков

Генеральный директор Национального рейтингового агентства

Евгений Свалов

ди-джей, переводчик, преподаватель

Дмитрий Басков

кандидат на пост уполномоченного по правам предпринимателей Среднего Урала

Ярослава Бубнова

куратор, арт-критик

Эрик ван Эгераат

голландский архитектор

Роман Речкин

старший партнер Агентства юридической безопасности «Интеллект-С»

Кирилл

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский

Яков Соскин

Председатель еврейской общины Свердловской области

Равиль Мамлеев

Муфтий Регионального Духовного управления мусульман Свердловской области

Станислав Словиковский

создатель клубов «Посторонним В», «Квартира» и «Олени»

Сергей Ярутин

председатель свердловского регионального отделения партии «Патриоты России»

Владимир Пузырев

бизнес-тренер Компании Полезных Приключений

Яков Силин

Главный федеральный инспектор в Свердловской области

Роман Кохановский

руководитель направления рекламных технологий Mail.ru Group

Владимир Легойда

председатель СИНФО, профессор МГИМО, главный редактор журнала «Фома»

Виктор Гузь

помощник полпреда президента РФ в УрФО

Алексей Авдей

руководитель сервиса «Яндекс.Маркет»

Михаил Максимов

министр инвестиций и развития Свердловской области

Николай Ротов

музыкант

Юрий Сапрыкин

журналист, шеф-редактор Afisha-Rambler

Андрей Кабанов

один из основателей фонда «Город без наркотиков»

Джаник Файзиев

кинорежиссер

Виктор Кокшаров

ректор Уральского федерального университета

Сергей Мавроди

предприниматель, основатель «МММ»

Владимир Бегунов

гитарист группы «Чайф»

Александр Сидоров

заместитель полномочного представителя президента в УрФО по экономике

Вадим Дубичев

советник губернатора Свердловской области

Борис Кириллов

заместитель генерального директора Корпорации «Урал Промышленный - Урал Полярный»

Леонид Волков

Политический деятель

Фоторепортажи

1 из 9