Учитель бывает кусачий только от жизни собачьей

Материал ИА «Актуально» – о том, почему разборки между учителем и учеником всё чаще заканчиваются рукоприкладством

За последние три года в Свердловской области было зафиксировано более 40 конфликтов между учеником и учителем, когда дело доходило и до нанесения побоев. Иногда сор из избы не выносят, но чаще всего такие инциденты становятся достоянием YouTube и поводом для судебных разбирательств. В этом материале мы постараемся разобраться, почему порой уроки заканчиваются настоящей бойней и как это можно исправить.

Фото:

Вначале стоит отметить: всё, что мы видим сейчас, не тенденция последних лет или следствие поколения «Пепси». Конфликты в школах и вузах были всегда, но раньше эти факты не предавались такой широкой огласке, потому что у школьников-жертв и их одноклассников не было по смартфону в кармане. А сейчас всё иначе, и чем элитнее учебное заведение, тем сильнее проблему пытаются замять и избежать огласки.


 

Причина агрессии

Любой конфликт – это следствие проблемы, которая давно накипела у одного из его участников.

В случае с учеником это могут быть неблагополучная семья, плохая успеваемость, проблемы внутри коллектива класса. Школьники и студенты сейчас знают: если с ними что-нибудь случится, то они сразу же будут признаны жертвой. Возможность заснять на видео, как учитель выходит из себя, лишь помогает юным дарованиям отстоять свою позицию.

Но если с детьми всё сложнее, чем кажется, то проблемы российского учителя видны сразу. В стране есть установка поднимать зарплату учителям, вот только денег на это больше выделять не стали. В итоге учитель, будь то молодая девушка, только что окончившая педагогический вуз, или учитель с 30-летним стажем, вынужден брать по 1,5 дополнительные ставки.

Для тех, кто не знает, что в эти 1,5 ставки входит, объясняем популярно: шесть уроков в день, ежедневное заполнение бумаг (в том числе электронный и школьный журналы), подготовка к урокам, проверка домашнего задания. При этом нет специального методического дня, который бы учитель посвятил отдыху и полноценной подготовке к работе.

«Через некоторое время человек становится конфликтным, он и прохожих на улице покусает. Надо создавать условия. Мы можем написать программы по предотвращению конфликтов, планы, с приведением примеров – и ситуация никак не изменится», говорит заведующий кафедрой теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактики УрГПУ Александр Усольцев.

К этому также было добавлено, что при обсуждении улучшения условий работы учителя никто не переходит от слов к делу. Тут уже поневоле вспоминаешь слова премьера Дмитрия Медведева о том, что если учитель хотел денег заработать, то надо было идти в другую сферу, в бизнес например.

При всём этом нет также никакой нормативной меры наказания для буйных учеников, только замечания в дневнике и вызов родителей. Раньше, к примеру, в Европе детей ставили коленями на горох в качестве наказания, а на Западе трудных подростков до сих пор оставляют после уроков и поручают им различные задания. У нас же дети, которые не сделали домашние задания, сорвали урок, по-хамски повели себя с одноклассником или педагогом, спокойно ждут замечания в дневнике и не боятся гнева своих родителей.


 

Пути решения

Никто не станет отрицать, что среди подрастающего поколения порой встречаются самые настоящие малолетние вандалы и хулиганы, с которыми договориться невозможно. Такие ученики переносят уличные правила и закон джунглей в класс и начинают мешать как учителю, так и своим одноклассникам. Но большинство конфликтов начинается с того, что школьники намеренно выводят учителя из себя и ждут его реакции, которая может оказаться весьма неожиданной, как, например, произошедшее недавно в екатеринбургской школе № 83: учитель истории долгое время требовал дневник у неподготовившегося ученика, а потом был обвинен в удушении восьмиклассника.

«Я не буду оправдывать педагога, также как не буду оправдывать учащегося. Была выбрана неправильная стратегия конкуренции. Каждый стремился завладеть дневником, чтобы выйти победителем любой ценой. Нужно было перейти к сотрудничеству, но в той ситуации это было невозможно. Учитель должен уметь справляться со стрессом и со своими эмоциями», считает директор института психологии УрГПУ Людмила Максимова.

Но бывают ситуации, когда существует реальная угроза жизни и здоровью одной из сторон конфликта: несколько лет назад в уральской столице ученик прямо в классе напал на учителя с осколком стекла. Преподаватель чудом не получил травм. Полиция тогда провела проверку, и история забылась.

Если порассуждать, педагог чаще всего остается один-одинешенек: поднимешь руку на ребенка – уволят или сядешь в тюрьму, оставишь без реакции хамское поведение – не оберешься проблем в будущем. Даже уполномоченный по правам несовершеннолетних не может дать совет, что делать в таком случае, когда учитель оказывается между молотом и наковальней.

«С точки зрения закона учитель не беззащитен: он имеет право на самооборону себя и других учеников. Универсальных способов нет, в классе всё происходит мгновенно, а если это становится достоянием общественности, начинается давление со всех сторон. Задача учителя – сделать так, чтобы никто не пострадал», комментирует проблему начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Свердловской области Дмитрий Шиловских.

Подводя итоги всех фактов и размышлений, можно сказать, что многочисленные конфликты учителей и их подопечных – это следствие столь же многочисленных проблем системы образования и воспитания подрастающего поколения. Получается такая смесь раздраженного и уставшего от своей работы учителя и невоспитанного или избалованного ученика. 

К ситуациям, которые происходят в школах, ПТУ, вузах и других учебных заведениях, не готовит ни один пединститут, и учитель фактически вынужден на ходу принимать решение: стерпеть выходку или ответить агрессией на агрессию и на несколько недель стать «героем» в материалах СМИ.

Заметили опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите ИА «Актуально.ру»

Статьи по теме
Loading...