Киберспорт: что это?

В России киберспорт признали официальным, но мало кто знает, что это такое

Киберспорт стал официальным на территории РФ. Теперь у геймеров со всей страны есть возможность организовывать команды, выступать под флагом России на международных соревнованиях и получать спортивные разряды. Что такое киберспорт, кто им занимается, как это может повлиять на экономику и общество, не сведут ли игры детей с ума и многое другое – в материале ИА «Актуально» .

Фото:

Итак, киберспорт вновь признан в России официальным видом спорта. Многие, возможно, уже и не вспомнят, но в 2001 году киберспорт уже признавали официальным, однако уже в 2006-м он был исключен из реестра. Как объяснял тогдашний руководитель ведомства Вячеслав Фетисов, это произошло, поскольку по киберспорту не проводились чемпионаты России. Многие тогда не согласились с таким решением.

Прошло десять лет, и мы вновь можем обсудить эту тему. На данный момент киберспорт включен в первый раздел Всероссийского реестра видов спорта. Там содержатся виды спорта, которые признаны, но не являются национальными или «развиваемыми на общероссийском уровне». Это такие виды спорта, как автомодельный спорт, корфбол, петанк, регбол, роллер-спорт, скейтбординг, серфинг, флаинг-диск (фрисби). 

Теперь киберспортивные соревнования можно будет проводить под эгидой Министерства спорта России. Кроме того, киберспортсмены смогут получить звания «Мастер спорта России», «Мастер спорта международного класса» и «Заслуженный мастер спорта России».

Официального списка киберспортивных дисциплин нет. В мировой практике есть несколько игр, которые на протяжении многих лет являются соревновательными. Об их популярности можно судить по призовому фонду.  

Больше всего денег за всю историю разыграно на турнирах по Dota 2 – более 60 миллионов долларов. Далее идет ролевая игра League of Legends, третье место занимает легендарная стратегия Starcraft II и замыкает список старый добрый шутер Counter-Strike.

Примерно с начала 2000-х годов в эти игры играют десятки, а то и сотни миллионов людей. Призовые фонды превышают порой бюджеты банановых республик. Быть геймером в странах, допустим, Азии считается почетно. Для многих людей, плотно связанных с киберспортом, эта деятельность стала профессиональной, многие молодые люди сделали себе карьеру, занимаясь игровой деятельностью.

Однако киберспорт это в первую очередь индустрия, нишу в которой Россия только начинает занимать. Для остальных развитых стран игровая индустрия – это уже сформированный кластер большого международного бизнеса. Объем мирового рынка киберспорта в 2015 году оценивался в 748 миллионов долларов. В мире проводятся соревнования с призовыми фондами в миллионы долларов. На одном из крупнейших турниров – The International, где участвуют игроки в Dota 2, – в 2015 году разыграли 18 миллионов долларов.

Наконец и в России пройдет подобное соревнование. Призовой фонд чемпионата по Dota 2 – миллион долларов.

«Игровая индустрия очень выгодна для инвестиций. Рынок в России достаточно быстрорастущий (это до 14% в год). Кризис на него влияет в меньшей степени», – рассказал организатор киберфестиваля в Екатеринбурге Сергей Мартьянов.

Развитие киберспорта в России – это хороший шаг, это мировая тенденция. В этом вопросе мы пошли за такими странами, как Китай, где объемы игровой индустрии в шесть раз больше, чем в РФ. Официальное признание такого рода деятельности в России говорит о готовности страны принимать, использовать и создавать новые технологии. Возможно, это событие можно считать последней ступенькой в переходе к эпохе информационного общества в России, так как одним из критериев признания киберспорта официальным, по словам Сергея Мартьянова, было массовое развитие этого направления в регионах.

Однако у многих людей, жизнь которых никак не связана с игровой индустрией, кибирспортом и вообще PC-играми, когда в одном предложении сочетаются выражения «мастер спорта» и «компьютерная игра», возникает, мягко говоря, когнитивный  диссонанс.

«Киберспорт, во-первых, связан с личным участием каждого игрока. Проходят отборочные соревнования в Сети, личные зачеты, проводятся чемпионаты, на которых формируются команды. Другими словами, прежде чем попасть на то или иное соревнование, человек проходит достаточно жесткий отбор. Для этого нужны определенные навыки и умения, которых очень не просто достичь, как и в любом другом спорте», рассказал Сергей Мартьянов.

«Если раньше ребята просто играли, то сейчас профессиональные геймеры работают в командах, они формируют их, ставят себе цели и задачи. Это учит их работать в команде и закладывает предпринимательские навыки», – объяснил региональный представитель Евразийской федерации компьютерного спорта Максим Яценко.

Безусловно, признание киберспорта официальным – это большой шаг как для общества и культуры в целом, так и для экономики и бизнеса. Однако все мы слышали такой термин, как игромания, многие видели видеоролики про Сашко и других неадекватных детей. Возникает вопрос: а не уничтожит ли всё это еще не сформировавшиеся детские умы?

«Любые процессы, которые вызывают выработку эндорфинов, могут стать предметом зависимости разных групп людей, в первую очередь, конечно, с неокрепшей психикой. На самом деле медицинское сообщество склоняется к тому, что проблема зависимости – это проблема общего порядка. И наркотическая, и алкогольная, и игровая, и иные зависимости, они имеют общие корни. Корни эти находятся в способности человека реализовываться социально приемлемым путем и через эту реализацию получать удовлетворение от жизни. Если у человека есть с этим проблемы, то он ищет всевозможные заменители, пытаясь как-то компенсировать свою нереализованность в жизни», – объяснил главный внештатный психотерапевт Министерства здравоохранения Свердловской области Михаил Перцель.

Другими словами, неважно, какая зависимость у человека. Важно то, как он реализует себя в жизни и есть ли у него для этого возможности. Может быть, признание киберспорта официальным и есть такая возможность уже для нового поколения.

«Грядет эра виртуальной реальности. Есть гипотеза, что виртуальной реальности не нужны гаджеты – она сама является цифровой средой. Возможно, когда-нибудь цифровой мир окончательно смешается с реальностью и тогда не нужно будет гаджетов вообще», – добавил Максим Яценко.

Еще десять лет назад телефон со встроенной камерой и парой мегапикселей вызывал восторг и только открывал новые горизонты развития данной индустрии. С каждым годом производителям тех или иных гаджетов становилось всё сложнее удивлять свою аудиторию. Сегодня сложно представить современного человека без своего гаджета с личным набором разнообразных утилит и приложений, которых, кстати, также существует бесконечное множество.

Современные люди зависимы от своих гаджетов. Ведь выйти из дома без телефона – это катастрофа для современного человека. У всех есть соцсети, многие играют... Виртуальная реальность уже сегодня плотно вплелась в реальную жизнь. Быть может, мы не замечаем, что сегодня зависимость современного человека от гаджетов и всех прелестей виртуальной реальности – это не отклонение, а норма?

Заметили опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите ИА «Актуально.ру»

Статьи по теме
Loading...