Экономия или скорость?

Специалисты фонда «Город.PRO» представили итоговый вариант новой маршрутной схемы общественного транспорта в Екатеринбурге

Сегодня на «Иннопроме» обсудили вопрос, который вот уже несколько месяцев интересует даже самых безразличных горожан: что делать с общественным транспортом, пробками и как оплачивать проезд? Авторы проекта утверждают, что их идеи помогут сократить количество пробок и люди смогут добираться до места назначения быстрее. Смогут. Но делать это придется с пересадками. Готовы ли люди переплачивать, и будет ли введена в городе почасовая оплата проезда – в материале ИА «Актуально».

Фото:

С осени прошлого года специалисты фонда «Город.PRO» совместно с зарубежным экспертом Джареттом Уокером разрабатывали новую маршрутную сеть общественного транспорта. На первом этапе речь шла только о трамваях, количество маршрутов которых предлагалось сократить с 30 до 9. Сегодня разработчики представили на «Иннопроме» свой итоговый отчет.

Основная идея новой схемы заключается в увеличении частоты движения транспорта и сокращении маршрутов. В таком случае людям придется меньше стоять на остановках, что особенно ценно зимой, но возникнет необходимость пересадок: то есть доехать можно будет куда угодно, но не факт, что на одном и том же транспорте.

«Когда мы говорим о времени поездки, мы должны понимать, что для пассажира речь идет не только о самом времени в транспорте, но и об ожидании на остановке. Если частота движения высокая, то сокращается именно эта неприятная часть. При сокращении времени ожидания пассажиры смогут добираться до места назначения быстрее», – говорят разработчики маршрутной схемы.

Уже разработаны «двухлетний» вариант, который не требует больших дополнительных вложений в инфраструктуру (преимущественно автобусные остановки) и «трехлетний», в котором появляются маршруты на улицах, где сейчас нет или почти нет общественного транспорта.

Если говорить об изменениях в цифрах, то количество существующих маршрутов сократится более чем в два раза: из существующих 129 маршрутов останется лишь 58: девять трамвайных, 39 автобусных и десять троллейбусных маршрутов. Количество самих транспортных средств не изменится, а значит, водители и кондукторы без работы не останутся.

Вот только у каждой идеи есть противники, которые вполне оправданно опасаются, что сокращение интервала движения общественного транспорта не избавит  ъгород от пробок, а только увеличит их число: если застрянет один троллейбус, то встанут и все последующие, что приведет к пробке на несколько часов. А самое главное – люди возмущены тем, что на смену уже привычным маршрутам придет неизвестность: пересадки и, как следствие, переплата за проезд. Даже с одной пересадкой в день в одном направлении у екатеринбуржцев будет уходить 104 рубля в день только на оплату проезда.

«Изучив данные по «Е-карте», мы выяснили, что 90% пассажиров совершают одну пересадку хотя бы раз в месяц. Большая доля делает одну пересадку раз в день. То есть люди все равно пересаживаются, но тратят больше времени на ожидание. В новой схеме такого не будет. Сократится время ожидания, а добраться к центру города из практически каждого жилого района можно будет максимум с одной пересадкой. При поездке из одного отдаленного района в другой – максимум три пересадки», – говорит специалист фонда Владимир Злокасов.

Ранее мэр города Евгений Ройзман в беседе с корреспондентом ИА «Актуально» высказался о необходимости последовать примеру европейских стран и ввести почасовую оплату проезда в общественном транспорте.

«Уже обсуждается возможность введения почасовой оплаты проезда. Так уже ездит вся Европа. Но для этого должны быть бесперебойность и невозникновение стихийных пробок, которые образуются у нас при каждой аварии. Для начала требуется устранить ряд проблем. Но когда дело пойдет к реализации проекта, совершенно точно будет введена почасовая оплата. Что касается стоимости проезда, я думаю, что она будет повыше», – говорил ранее мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.

Согласны с ним и другие представители городской власти. Несмотря на то что все: и власти, и эксперты фонда, и рядовые горожане – понимают необходимость перемен, город на данный момент к ним не готов.

«Часовой тариф возможен в том случае, если общественный транспорт не будет стоять в пробках. Внедрение часового тарифа тесно связано с выделением дополнительных полос. Администрация работает над этим вопросом», – говорит заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович.

В то же время, глядя на схемы разработчиков, становится ясно: до настоящего времени в Екатеринбурге очень многие маршруты дублировали друг друга, затрудняя дорожное движение. По некоторым улицам сегодня проходит до 20 маршрутов, в то время как другие обделены общественным транспортом вовсе. Эксперты предложили задуматься и об этом. Согласно проекту по улице должно проходить не более трех транспортных маршрутов.

Исключение сделали лишь для улицы Малышева, по которой будет проходить четыре маршрута: два троллейбусных и два автобусных.

Схема движения общественного транспорта в центре города с условными номерами

Изменения затронут и микроавтобусы, которые, занимая место на дороге, могут вместить в себя не так много пассажиров, как хотелось бы.

«В новой маршрутной сети увеличится зона охвата высокочастотных маршрутов. У нас в принципе уже есть маршруты, которые ходят достаточно часто, но они практически все представлены маленькими автобусами. Сегодня это более привлекательный сервис, потому что маршрутки гораздо чаще ходят. Но по факту ты влезаешь туда, как в консервную банку. В новой сети высокочастотные маршруты будут представлены большими автобусами. На тех маршрутах, где раньше люди давились в «богданах», можно будет ехать более свободно на большом автобусе или трамвае», – объясняет Владимир Злоказов.

Некоторые районы будут соединены с остальной частью города только одним маршрутом, но с увеличенной частотой. Например, троллейбус из Химмаша будет ездить каждые пять-шесть минут. На случай, если произойдет поломка троллейбуса, будет отправляться автобус под тем же номером, который проследует под тем же маршрутом. Таким образом, у горожан не должно возникнуть проблем с выездом из своих районов.

По району ЖБИ будут ездить только трамваи. Каждые пять минут в районе будут курсировать три маршрута, которые будут отвозить пассажиров на ВИЗ, на Уралмаш и в район железнодорожного вокзала.

Эксперты фонда уже рекомендовали городским властям ввести схему к лету следующего года. Пока городские власти с этим согласны, но говорят, что тема оптимизации маршрутной сети находится еще только в начале своего обсуждения. Впереди предстоит еще масса встреч и обсуждений, чтобы ввести схему, максимально комфортную для горожан.

«Мы также настаиваем на том, что внедрять ее нужно одновременно, в один день. Надеемся, что мэрия последует нашим рекомендациям. Конечно, это будет единовременный шок, зато люди быстрее привыкнут», – добавляют специалисты фонда.  

Все интересующиеся горожане могут ознакомиться с итоговым отчетом, выложенном в свободном доступе на сайте проекта.

Заметили опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите ИА «Актуально.ру»

Статьи по теме
Loading...